главная // дефекты зрения // лабораторные работы



Лабораторная работа №1.

Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза.

Приборы и материалы: черный лист бумаги 40?60 мм с отверстием диаметром 2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм.

Ход работы:

•  Получите тень от какого-либо предмета на сетчатке глаза, например от листочка бумаги. Для этого поднесите к глазу на расстояние 5-7 см лист черной бумаги с малым отверстием и посмотрите через него на хорошо освещенный предмет (окно, лампу). Между отверстием и глазом расположите листочек бумаги треугольной формы так, чтобы острый угол был виден на фоне светлого кружка. Какое вы видите изображение тени от листочка бумаги: прямое или перевернутое?

•  Сделайте чертеж наблюдаемого изображения.

•  Перемещайте медленно листочек бумаги треугольной формы вверх, вниз, влево, вправо и каждый раз следите за направлением движения его тени. В какую сторону движется тень от листочка относительно направления его перемещения?

•  Сделайте вывод из проделанных наблюдений

Лабораторная работа №2

Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза.

Приборы и материалы: зеркало плоское на бруске, лист черной бумаги, размером 40?60 мм с отверстием диаметром 2 мм; лента измерительная с сантиметровыми делениями, карандаш.

Ход работы:

•  Повернитесь в сторону какого-нибудь темного предмета и поднесите к глазу плоское зеркало. Наблюдая в зеркале изображение глаза, заметьте диаметр зрачка. Повернитесь вместе с зеркалом в сторону хорошо освещенного предмета (окна или горящей лампы) и снова заметьте диаметр зрачка. Изменяется ли диаметр зрачка при изменении освещенности глаза? Опыт повторите несколько раз. Если диаметр изменяется, то как? Попытайтесь объяснить наблюдаемое явление.

•  Посмотрите одним глазом через малое отверстие в черной бумаге на какой-нибудь освещенный предмет. Запомните, каким вам кажется диаметр отверстия. Закройте второй глаз рукой, а через несколько секунд откройте. Изменяется ли диаметр отверстия в бумаге? Почему? Опыт повторите несколько раз. Свойство, которое вы исследовали, называется адаптация . Сформулируйте определение.

•  Посмотрите одним глазом на карандаш, расположенный на расстоянии 20-30 см от глаза на фоне удаленного предмета. Четко ли виден удаленный предмет при рассматривании карандаша?

•  Переведите взгляд на удаленный предмет. Четко ли виден карандаш при рассматривании удаленного предмета?

•  Проделав все вышеизложенные опыты, попытайтесь сформулировать свойство глаза, называемое аккомодацией . Как вы думаете, с какой частью глаза связано это свойство?

•  Приближайте медленно к глазу печатный текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимы. Измерьте расстояние от глаза до книги (измерение выполняет другой ученик). Чему равно расстояние наилучшего зрения для вашего глаза? Проделайте этот опыт несколько раз.

Лабораторная работа №3

Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами.

Приборы и материалы: круги из черной бумаги диаметром 5-8 см, согнутые пополам на держателе (держатель можно сделать из спички), два карандаша, игла и нить.

Ход работы:

•  Закройте один глаз и держа хорошо освещенный согнутый круг за стержень АД поместите его перед глазом на расстоянии 30-40 см перегибом АД к нам (а потом от нас). Рассматривая перегиб АД одним глазом, можете ли вы с большой уверенностью ответить на вопрос: перегиб АД в данный момент расположен к вам или от вас? Откройте второй глаз и посмотрите на круг. Изменилось ли ваше восприятие ситуации? Если изменилось, то как?

•  Можно ли одним глазом точно различить, какой предмет ближе к нам, а какой – дальше от нас? Для этого проделайте опыт. Возьмите два карандаша в обе руки и, закрыв один глаз, попытайтесь их сблизить остриями. Нам кажется что они находятся в одной плоскости и поэтому обязательно острия карандашей коснутся друг друга. А так ли это на самом деле?
Сможете ли вы попасть в ушко иголки, если смотреть одним глазом?

•  Возьмите в левую руку трубку, свернутую из бумаги длиной 15-20 см и расположите ее у левого глаза. Смотрите через нее на какой-нибудь далекий предмет. В то же время ладонь правой руки расположите против правого глаза так, чтобы она была на одном уровне с трубкой. Обе ладони должны быть на расстоянии 15-20 см от глаз. Что вы видите? Видит ли ваш правый глаз, закрытый ладонью правой руки? В чем причина явления?

наверх


 

 

 

 

 

         
главная // дефекты зрения // лабораторные работы
Hosted by uCoz