Зрительный образ
и его связь с объектом.

Спелеологам и врачам хорошо известно, что человек, который пробыл в абсолютной темноте в течение нескольких суток, после этого часто теряет зрение навсегда. И это понятно - ежедневно, каждую секунду своей сознательной жизни человек воспринимает и осмысливает образы внешнего мира, которые ему доносит свет, и поэтому конструкция глаза просто не рассчитана на сколько-нибудь продолжительное пребывание в темноте.
Однако степень приспособления человека к свету далеко не ограничивается упомянутым физиологическим феноменом. Фактически все наше мышление, все представления об окружающей действительности находятся в прямой зависимости от законов, по которым распространяется и взаимодействует с веществом эта неуловимая субстанция. Эта зависимость настолько полна и всеобъемлюща, что она стала совершенно неощутимой - в нашей практической жизни мы никогда не делаем различия между предметом и тем, чем он нам кажется, т. е. его образом.
И это понятно: свет является практически единственным источником получаемой нами информации, за многие тысячи поколений человеческий мозг в высокой степени специализировался в переработке этой информации и "привык" доверять ей полностью.
Вместе с тем ведь в действительности предмет и его образ - понятия совершенно различные. Предметы существуют сами по себе, а то, что мы видим, есть результат сложного взаимодействия законов испускания и поглощения света, законов его распространения в пространстве и средах и наконец методов извлечения информации из светового поля, которых придерживается наш мозг.
Для того чтобы почувствовать степень зависимости наших представлений от света, вообразим себе на минуту мир, в котором свет распространяется не по прямой, а по каким-то кривым траекториям. Обитателю этого мира все кривые линии, совпадающие с траекторией лучей, будут казаться идеальными прямыми, поскольку при просмотре "с торца" каждая такая кривая будет проектироваться в точку. Вместе с тем настоящую прямую наблюдатель сочтет кривой. С изменением геометрии изменятся и законы механики - тела, на которые не действуют никакие силы, будут двигаться по замысловатым траекториям. Исказятся и формы предметов - круг превратится в эллипс, квадрат - в нечто бочкообразное и т. д. Таким образом, допустив очень небольшое изменение законов распространения света, мы получим мир, наполненный чрезвычайно неестественными и искаженными образами.
Однако, кроме света, в создании образа участвуют глаз и мозг, и поэтому такой гипотетический мир покажется искаженным, по-видимому, только нам, существам, мозг которых в течение миллионов лет приспосабливался к свету, распространяющемуся по прямой. Исконные обитатели такого мира вряд ли будут испытывать какие-либо неудобства: их мозг автоматически учтет все особенности распространения света и построит образы наблюдаемых предметов не менее удобные для анализа, чем образы, которые создает наш мозг.
Итак, вопреки нашему повседневному опыту, оказывается, что связь наших зрительных образов с материальными предметами весьма сложна и относительна, и говорить о том, что образ похож на оригинал, потому что имеет такую же форму, бессмысленно: ведь понятия "форма","очертания", "конфигурация" были сами извлечены из световых образов и являются их характеристиками.


Назад.

Hosted by uCoz